Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

   Целенаправленное и продуманное обучение сотрудников -

залог успеха и процветания Вашей компании!

Сегодня практическая каждая компания использует онлайн обучение. Я работаю на одной из популярных платформ – Zoom

Поговорим про плюсы и минусы он-лайн обучения для компании и для сотрудников

Преимущества онлайн обучения

«Экономия времени сотрудника». Это существенный плюс и для компании. Все сталкиваются с проблемой составления графиков обучения. Часто мы слышим от сотрудников: «я заболел», «записался к врачу», «нужно сидеть с ребенком», «далеко ехать», «почему я должна тратить свое личное время». В итоге, из списка, всегда есть минимум два сотрудника, которые «не смогли». А это трата средств компании (на зал, на тренера и прочее).

При онлайн обучении,сотрудник:

1. Не опаздывает на занятие - можно подключиться к занятию даже с мобильного.

2. Может посмотреть занятие в записи, если оно было пропущено (отпуск).

3. Задания для самостоятельного выполнения может делать в любое удобное время, отправляя отчёты онлайн.

4. Для обучения подходит любое место. Сотрудник может находиться у себя дома, на даче или даже, отдыхая под пальмой. Главное — хороший интернет.

5. Онлайн обучение, чаще всего, имеет короткий формат: от 40 минут до 1,5 часов. Для длительных программ применяется модульная система подачи информации.  То есть не надо тратить целый выходной.

«Экономия средств компании».  Электронное образование экономит деньги и отлично подходит для обучения персонала. Особенно в организациях, где: часто меняется персонал; нет своего конференц-зала; маркетинговые договора, требующие постоянного внимания. То есть компания может сэкономить, так как не надо арендовать помещение, оплачивать кофе-паузы, оплачивать проезд сотрудникам. Кроме этого, нет необходимости оплачивать проезд и проживания тренера.

«Больший охват сотрудников компании». Каждая очная программа, помимо денежных затрат, требует временных затрат. Поэтому часто, особенно приглашая тренера, крупная компания обучает не всех сотрудников, а по выбранному критерию: «отстающие», «новички», «руководители аптек», «самые сильные». Большинство задач требуют обучения всех, без исключения, сотрудников. Это дорого и долго. Онлайн формат – решение этой задачи.

«Оперативное решение срочных задач». Онлайн обучение не способно полностью вытеснить офлайн формат. Однако часто у нас возникают задачи из категории «Нужно было сделать еще вчера». Чаще всего это новая маркетинговая стратегия (например, вводим новые акции), новый маркетинговый договор (когда от выполнения плана многое зависит), введение новой марки (с которой компания имеет значимый доход). Все, что касается оперативного обучения по конкретному продукту. Тут нам в помощь именно онлайн обучение.

«Выбор тренера не ограничен территорией». Территориальная свобода — один из главных плюсов дистанционного образования. Можно пригласить любого тренера, отвечающего Вашим требованиям, не привязываясь к месту его жительства. Этот же тренер может проводить посттренинговое или индивидуальное обучение в любое удобное для Вас и сотрудника время.

«Современно». Новое время, новое поколение требуют новых решений. Компания, которая вводит    онлайн обучение, идет в ногу со временем! Ваши молодые сотрудники оценят по достоинству такое нововведение.

«Комфортно». Многие не любят незнакомых мест, шумных компаний, активных тусовок. Оффлайн формат таким слушателям не комфортен: надо куда-то ехать, в какое-то незнакомое место, целый день быть среди чужих людей, отвечать на вопросы, поддерживать светскую беседу, переживать, кто и как посмотрит, оценит, что скажет. Гораздо комфортнее подключиться к онлайн трансляции, сидя дома.

«Возможность оценить/пройти обучение, не присутствуя на нем». Программа Zoom дает возможность делать запись занятия. Что это дает:

1. Руководство (или ответственный за обучение), может, не присоединяясь, в любое время просмотреть занятие. Это дает возможность оценить качество обучения (тренера), сотрудников, скорректировать процесс.

2. Сотрудник, который был в отпуске или на больничном, может просмотреть занятие в любое удобное время (это снижает продуктивность обучения, однако необходимо в некоторых ситуациях). Также это касается вновь принятых сотрудников (когда цикл обучения закончен, а сотрудник вышел на работу).

3. В том случае, когда обучение состоит из нескольких блоков (встреч онлайн) и сотрудник пропустил занятие, он может просмотреть в записи занятие и присоединится к следующему блоку подготовленным.

Недостатки онлайн обучения

«Снижение групповой динамики». В офлайн формате управлять группой динамикой гораздо проще. Прежде всего ученику может не хватать личного контакта с преподавателем или другими учениками. Некоторые не могут сосредоточиться во время занятия, потому что всегда есть соблазн заглянуть в соц. сеть, сделать кофе, пойти сделать домашние дела. Когда дома ребенок, он также требует внимания родителя. Конечно, для этого я провожу занятия в маленьких группах, с погружением в работу. Также учитывается время подобных занятий, которые плохо воспринимаются, если длятся более 1,5 часов.

«Низкая концентрация внимания». Вытекает из пункта выше. Когда для учёбы не надо выходить из дома и куда-то ехать, это расслабляет и мешает концентрации.

«Недостаток общения». Для многих тренинги офлайн – это еще способ общения, выход «в свет» можно сказать. Возможность выйти из дома, одеть не аптечный халат, а нарядную одежду… Некоторым важно видеть перед собой преподавателя и коллег «в живую». Но это, скорее, психологический аспект.

«Узкий список задач, который можно перенести в онлайн». Я опираюсь только на свой опыт. И основываясь на нем, могу сказать:

1) Тренинги по Технике аптечной продажи – это офлайн формат. Вот посттренинг после тренинга – это отлично для онлайн.

2) Тренинги по продукту – это онлайн формат.

То есть, если Ваша цель: «Формирование навыков эффективного консультирования покупателей» - то лучше не уходите в онлайн. Какая бы не была платформа обучения, живого общения с обратной связью от тренера и коллег, она не заменит.

«Возраст сотрудников». Молодому поколению этот формат знаком и понятен. Более зрелому (а в аптеках много сотрудников 55+) этот формат дается сложнее. Начиная от гаджетов (не у всех современные), заканчивая скачиванием программы и работы в ней.  Будьте готовы к возражениям: «Мне это не подходит», «У меня плохой телефон, а компьютер только у ребенка», «У меня плохой интернет дома» и прочее. Рекомендация: вопрос решаем с помощью более продвинутых коллег.

«Требования к качеству интернет соединения» (плохое качество «связи»). Обучение станет невозможным или попросту некомфортным, если соединение с интернетом оставляет желать лучшего. Рекомендация: Таким сотрудникам необходимо организовать возможность прохождения обучения на рабочем месте.

Выводы:

1. Онлайн обучение имеет несомненные плюсы для компании и сотрудника.

2. Онлайн обучение больше всего подходит для обучения по продукту и посттренинга.

3. Онлайн обучение может превратиться в «пытку», если тренер не обладает навыками проведения занятий в этом формате.

Большая часть методов обучения по продукту, которые я использую в офлайн формате, применяется в дистанционном обучении. С методологией можно познакомится в разделе «Для фармацевтических компаний»

Индивидуальное обучение обсуждается отдельно с заказчиком.

Отрывок-презентация моего обучения в онлайн формате по продукту Вы можете посмотреть в разделе «Видео»